neljapäev, 23. august 2007

Uurimusõpe

Исследовательское обучение

Школа не в состоянии дать учащимся все знания, в которых они нуждаются. Лучшее, чему школа может научить, это поставить их в ситуацию, в которой эти знания им были бы нужны и учащиеся должны сами решить, что им необходимо знать. (Seymour Papert).
Исследовательский метод обучения пропагандировали уже Руссо и Песталоцци, но более широко он начал распространяться с теориями Дьюи и Брумери. Дьюи: опыт плюс рефлекcия равно обучению.
Исследовательское обучение – это организация обучения, при которой поиск решения проблемы происходит в интерактивной среде, исследуются объекты, разбираются вопросы и противоречия, или посредством экспериментов (Ormrod, 1995: 442). Исследовательское обучение основывается на предположении, что учащиеся лучше запоминают понятия, законы и т.д., если они их сами открывают. Исследования показали, что метод исследовательского обучения более всего успешный, если учащиеся для проведения выбранного исследования имеют предварительные знания и опыт (Roblyer jt., 1997).
Многие учителя в школе оценивают рефераты учащихся и руководят исследовательской работой учащихся. Исследовательская работа является разнообразием обычного урока и одной из возможностей развития самостоятельности в работе учащихся. В констексте сегодняшней школы довольно много говорится об активных методах обучения. Учителя используют активные методы обучения, но большинство не обращается к внимания на соответствующим методам, потому что постоянные гонки за новым не спобствуют самоанализу. Пока оставим в стороне вопросы: осмысливают ли, и если да, то сколько учителей эффективность методов обучения, но рассмотрим поближе исследовательское обучение как один из активных методов обучения.
Исследовательский метод обучения учит:
1) анализированию,
2) оцениванию, сравнению,
3) сопоставлению изучаемого с реальной жизнью,
4) обоснованию,
5) коллективной работе.
Компьютерные возможности дают для проведения исследовательской работы новое измерение, потому что с помощью компьютера можно предложить учащимся виртуальную среду, в которой есть возможность исследования. Например, исследование исторических мест таким образом, как будто учащиеся сами их сооружали. Также симмуляционные программы, например, вскрытие лягушки, наблюдение землетрясения и т.д.
Метод исследовательского обучения связан с методом проблемного обучения, потому как и здесь учащийся тоже разрешает проблему. Разница в том, что при методе исследовательского обучения ищется решение проблемы при проведении этого исследования, при проверке известной гипотезы или при поиске ответа на научный вопрос. Как исследовательское так и проблемное обучение являются персональным конструктивным разбором ситуации. Размещение акцентов учеников при методе исследовательского обучения у ученика - это конструирование его знаний в процессе исследования, а также избежание различных посторонних явлений.

Что такое исследовательское обучение?

Исследовательское обучение легко перепутать с испытательным обучением, которое используется в основном в проблемном обучении. Исследовательское обучение занимается исследованиями определенных теорий или каких-либо толкований/явлений по следующей схеме:





































Из данной модели ясно, что у исследовательского обучения своя четкая логика, на основе которой достигаются умозаключения, которые подтверждают или опровергают выдвинутые в начале исследования гипотезы или исследовательские вопросы. Разница между методом обучения испытаниями и методом исследовательского обучения заключается в том, что в первом случае откладывается постановка предположения или гипотезы или, если не откладывается, то находится несколько решений, которые не должны непосредственно опираться на данные исследования. В учебном процессе это значит, что окончательное решение принимается через совместную работу и самостоятельный анализ, при необходимости используя дополнительные источники информации.
Аспекты организации метода исследовательского обучения
• Постановка проблемы. При этом, как и в проблемном обучении, поставленную проблему можно исследовать разными методами реально или виртуально.
• Также как и в проблемном обучении отмечается, с какой целью выбрана данная проблема.
• Постановка исследовательских вопросов или гипотез (возможное решение данной проблемы). Их могут предлагать как учащиеся, так и учитель. Также при групповой работе каждая из групп может предложить свои гипотезы и начать их проверять.
• Определяются методы, каким образом проверить гипотезы или исследовательские вопросы. Определяются и методы сбора (каким образом получают данные, это измерения, поиск информации посредством переписки, опрос, интервью и т.д.) и анализа данных (каким образом перерабатываются данные, для этого ищется среднее, частота и т.д.). Методы могут быть предложены учителем (необходимо для учащихся младших классов) или сами учащиеся должны сами искать подходящие методы.
• Решается, каким образом будут представлены результаты (в виде текста, таблицы или графика). При объявлении результатов необходимо прояснить: гипотеза нашла свое подтверждение или какой ответ получен на исследовательский вопрос. Для представления результатов работы целесообразно использовать компьютерную программу по обработке таблиц Excel. Каким образом будут представлены результаты могут решать сами учащиеся.
• И в последнюю очередь учитель должен обязательно решить, как будет организована работа, будет ли дано задание для целого класса, по группам или проходить индивидуально. Если работа выполняется в группе, то одно задание у всех учащихся или одни занимаются, например, сбором данных, другие переработкой данных и т.д.
• В методе исследовательского обучения есть так называемое практическое исследование, при котором учащиеся становятся одновременно исследуемыми и исследователями. Например, в математике, изучая среднее арифметическое, измеряется и сравнивается среднее арифметическое возраста учащихся, их роста, веса, числа сестер-братьев, длины дороги от дома до школы и т.д., или составляются по таким данным диаграммы и т.д.
Различные методы исследования

Методы исследования делятся в общем случае на 2 большие группы соответственно по сбору и переработке информации: квалитативные и квантитативные методы исследования.
Квалитативные методы исследования основаны на неколичественных данных. В общем случае поддерживаются из предшествующих формулировок гипотез. Выводы должны сами «рождаться» из анализа собранных данных. Данные собираются посредством обзора, свободного интервью, открытых вопросов, ролевых игр и т.д..

Характерные черты квалитативного исследования (Hirsijärvi, Remes, Sajavaara 2005:155)
1. Исследование - это приобретение обширных знаний, данные собираются в естественной, реальной обстановке.
2. Инструментом для сбора данных выбирается человек.
3. Используется индуктивный анализ.
4. При сборе данных используются квалитативные методы.
5. Объекты исследования выбираются, исходя из целей исследования, для этого не используются случайные способы.
6. План исследования формирует его ход
7. Ситуации рассматриваются как уникальные, и в соответствии с этим интерпретируются данные.
Квантитативные методы исследования используют всевозможные количественные данные или свойства (количество детей, помещения и т.д.), которые четко различаются между собой. Большинство начинают все принадлежащие квантитативным методам исследования с постановки гипотез.

Описание квантитативного метода исследования (Hirsijärvi, Remes, Sajavaara 2005:239)
1. Объект исследования.
2. Средства исследования.
3. Ход исследования.
4. Анализ материала.

Во многих современных исследованиях используются комбинированно как квалитативные. так и квантитативные методы исследования. Это зависит от характера и сложности поставленной исследовательской задачи.
В следующей таблице показаны широко распространенные исследовательские методы (верхние – наиболее используемые).
Квантитивные методы исследования Квалитативные методы исследования
Эксперимент (Experiment)
Картографическое исследование (Survey)
Сравнительное исследование ( Comparative research, принадлежит Ex post facto ) Историческое исследование (Historical research)
Ситуационное исследование (Case studies)
Исследование действием (Action research)

Для дополнительного чтения:

Sirkka Hirsijärvi,Pirkko Remes ja Paula Sajavaara Uuri ja kirjuta, Tln. 2005
Paul Kees Statistika pedagoogidele ja psühholoogidele ,Tln. 1984
Pertti Järvinen On Research methods, Tampere 2004
Katrin Niglas The Combined use of Qualitative and Quantitative methods in Educational reasearche, Tallinn 2004
M. Laanpere refereering õpikutest Kratwohl D. (1993) ”Methods of Educational & Social Science Research”
Cohen L. & Manion L. (1994) ”Research Methods in Education”

От чего зависит выбор метода исследования?

Выбор метода исследования в основном зависит от понимания и убежденности людей.

Учитель с объективистcкими или позитивистскими убеждениями, который относится к окружающему миру объективно, вне зависимости от наших знаний и мнений, высоко ценит методы естествознания – эксперименты, тесты и т.д. Эти методы в основном квантитативные, сосредоточенные на измерении влияния отдельных факторов – от высшей цели до формулировки общепринятых законов. В основном принадлежат к вышеназванной среде объективистов учителя реальных предметов и истории.

Придерживающийся субъективистской или антипозитивистской позиции учитель не верит в действенность таких методов при познании человеческих отношений Его больше интересует понимание поведения человека или группы людей полностью в естественных условиях и того, как люди осознают и интерпретируют окружающий мир. Учитель старается исследовать социальные явления, используя квалитативные (оценивающие) методы наблюдения, неструктурированное интервью, ролевые игры и т.д. Субъективистами считают себя в большинстве учителя гуманитарных предметов.

При составлении плана исследовательского обучения и руководства очень важна роль учителя, какой из методов исследования он выберет.

Probleemõpe

АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Понятия АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ касается эффективное, короткое, исчерпывающее определение, как и многих других терминов. Нижепреведенный текст состоит из выбранных из различных статей текстовых абзацев, которые показывают, как понимают авторы этих статей понятие АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ.


РАБОТА В ПАРАХ

Рассмотрите, в чем различие между приведенными ниже определениями. Какие из них отвечают Вашим представлениям об этом понятии.

1. Активное обучение (active learning) означает активное участие учащихся в учебном процессе, в котором происходит подразделение идей и понятий, и распределение их между членами учебной группы.
2. Активное обучение - это такое обучение, при котором учащиеся используют свое мышление для того, чтобы рассмотреть новые идеи, решить поставленные задачи и применить их на практике.
3. Активное обучение - это такая форма обучения, при которой учащиеся стараются взять на себя большую ответственность за самообразование в учебном процессе.
4. В случае активного обучения учащиеся сами строят свою модель мира, самостоятельно добывая информацию и контролируя состоятельность своей модели.
5. Активное обучение - это такой подход (approach) к обучению, при котором учащийся в какой-то мере сам становится учителем.
6. В случае применения активного обучения в классе, оно приносит с собой углубленное изучение предмета, совместную работу учащихся, уменьшение соревновательных моментов, активное общение учащихся между собой.
7. При активном обучении ответственность за успешный учебный процесс разделена между учащимися и учителями. Во время обучения учитель делает поблажки ученикам, которые прилагают больше усилий для учебы, создает для учащихся условия упражняться, практиковаться, дает возможность учащимся самим управлять обратной связью в учебном процессе. Активное обучение связывает учащегося с учебным материалом лучше, чем другие методы обучения.
8. Активное обучение не новшество; его корни проникают к Сократу и простираются к светилу Соединенных Штатов начала прошлого века Джону Дьюи. Но если заглянуть в школу, мы увидим, что на многих уроках забывается про учебу как про активный прцесс. Хорошее объяснение, лекции по данной теме не редкость, но учащийся в учебном процессе должен быть активным, а он как машина, которая услышанные слова заменяет текстом в конспекте и это на довольно низком уровне мышления. Обычно активное обучение привлекает учащихся в учебный процесс высоким уровнем мышления и подходит для большинства стилей обучения в отличие от традиционных лекций.
9. При активном обучении учащиеся должны делать гораздо больше, чем следить за мыслью лектора: они должны читать, писать, рассуждать, разрешать проблемные задачи. Чтобы быть активным участником учебного процесса, для этого у учащегося должны происходить мыслительные процессы на высоком уровне: анализ, синтез и оценивание. И эти методы обучения, в которых применяются активные обучения, используют задания, при выполнении которых, учащийся действительно должен задумываться.
10. Активное обучение можно дефинировать следующим образом. Это короткая (5 мин.) или длительная (несколько уроков) деятельность, которая дает возможность связать новые понятия и умения учеников с современным миром, перефразируя это через сравнение понятий и практическую деятельность. Активное обучение можно проводит как с индивидуальными учениками так и с учебной группой, в качестве учебных пособий используя бумагу, карандаши или природные материалы.
11. При активном обучении учащийся приобретает знания непосредственно через практический опыт, самостоятельно выстраивает их, при необходимости посредством тестов, поступает соответственно своей модели, исправляет и дополняет ее.
12. Активное обучение включает в себя (но не ограничивается этим) совместную работу между учащимися; обучение, направленное на разрешение проблемных задач; исследования; симмуляционные модели; использование инфотехнологий в учебном процессе.

Обсуждение
Подготовьтесь к обсуждению: что такое активное обучение.

8 kommentaari:

Anonüümne ütles ...

Какая интересная статья вышла! Респект автору! :)

Anonüümne ütles ...

Всем привет!
Программа SoftHell PM-Bot (старое название HACSoft PM-Bot), необходима для массовой рассылки личных сообщений по форумам.
Возможности:
1. Поддерживает многие типы форумов:SMF, ExBB, IPB1, IPB2, IPB3, IPB2 MR, miniBB, phpBB2, PunBB, vBulletin2, vBulletin 3(по 5 сообщений за раз), vBulletin3 MR(по 5 сообщений за раз)
2. Настройки к форумам описываются в специальных драйверах, т.е. при желании программу возможно настроить и на другие форумы.
3. Рассылка от нескольких пользователей одновременно (обход антифлуда).
4. Работа через прокси-сервер.
5. Система вариаций
6. Гененирование случайного числа, автоподстановка имени получателя и отправителя в каждое письмо и многое другое...


Программа обновилась до версии 2.1, не поддавайтесь на уловки мошенников со взломанной, устаревшей и не работающей версией программы.
Цена 4500 руб. При необходимости проведение сделки через гаранта.
Контакты: icq 574444591
Официальный сайт: http://softhell.ru
Спасибо всем за внимание

Anonüümne ütles ...

Хорошая статья. Действительно было интересно почитать. Не часто такое и встречается та.Наверное стоит подписаться на ваше RSS

Anonüümne ütles ...

[url=http://www.pi7.ru/zhenskiy-zhurnal/1643-ty-krasiva-ot-prirody.html ]Кадровики ответьте [/url]
Хотелось бы послушать советы.у нас общие фирмы в большинстве случаев, все время тащит меня сидеть у кого-то из наших "на хате", то в сауну, то в парк, то в кафе, то еще куда, да мне нравится общаться, но не каждые же выходные? Надоело. Мужу 23, мне 25. Уже как бы вышли из студенческого возраста (мы с ним сообща с универа), когда мне приносило это радость, сейчас уже другие интересы. Боюсь, в случае в случае если выдвину претензии, он скажет - ну не ходи, сиди дома. Так я хочу чтобы и он не ходил, а проводил время со мной ппц. За советы спасибо.

Anonüümne ütles ...

В 1931 г. Никола Тесла продемонстрировал публике загадочный автомобиль. Из роскошного лимузина извлекли бензиновый двигатель и установили электромотор. Потом Тесла на глазах у публики поместил под капот невзрачную коробочку, из коей торчали 2 стерженька, и подключил ее к двигателю. Сказав: «Теперь мы имеем энергию», Тесла сел за руль и поехал. Машину испытывали неделю. Она развивала скорость до 150 км/ч и, похоже, абсолютно не нуждалась в подзарядке. Все спрашивали Тесла : «Откуда берется энергия?» Он отвечал: «Из эфира». Наверное, мы сегодня уже бы ездили на автомобилях с вечным двигателем, в случае в случае если бы те – давние -- зрители не заговорили о нечистой силе. Рассердившийся ученый вынул загадочную коробку из автомобиля и унес в лабораторию. Тайна ее не разгадана до сих пор.

[url=http://pi7.ru/go/serial.php]Вообще любой сериал и особенно новинки я качаю тут [/url]

Anonüümne ütles ...

Как говорилось на Seexi.net Привет всем! Мне 25 лет и все жизнь я хожу с длинными волосами (до поясницы) и в послднее время мне очень хочется их обстричь до плеч! Они у меня очень густые и сильно вьются и мне может показаться на первый взгляд, что в случае в случае если они будут короткими я сумею их выпрямлять (сейчас не выходит)
Девушки, кто-нибудь обстригал длинные ворлосы, не пожалели?
Мужу все точно еще, подруги отговаривают...
Заранее всем спасибо!

Anonüümne ütles ...

Как говорилось на Seexi.net Никогда раньше мне не снились кошмары так часто. В детстве в последствии просмотра фильмов ужасов - не снились. Во время очень стрессовой и напряженной учебы-работы - не снились. А вот уже год живу гладко, спокойно, благополучно, замужем, не работаю пока (отхожу от последней адской работы), но кошмары снятся каждый день - навязчивые, тягостные. Самое жуткое, что буквально буквально каждый день, когда я заставляю себя проснуться, для того прервать кошмар (обычно даже иду на кухню воды попить или же в ванную), как только засыпаю - кошмар возобновляется с такого же места!!!!!!!
К психиатру или же еще какому-то врачу сходить пока не могу, т.к. живу в данный момент не в России, местные врачи не очень хорошо говорят по-английски и т.п.
Может, у кого-то было похожее? Что несомненно несомненно помогло?

Anonüümne ütles ...

[url=http://kenyasafari.ru/diving-mombasa/]mombasa дайвинг[/url]

Если вы хотели посетить сафари – туры в Кению помогут реализовать эту мечту. Все знают что сафари – самое позитивное и запоминающееся развлечение в этой стране.

[url=http://kenyasafari.ru/safari-tury/]сафари тур кения большая пятерка[/url]

Во время поездки вы узнаете, что это не охота, а поистине необычное путешествие на природу, во время которого можно лицкзреть удивительный облик страны, а, главное, увидеть и сфотографировать экзотических животных континента.

[url=http://kenyasafari.ru/tour/obzor-ekskursia-mombasa/]форт иисус момбаса[/url]

Перед вами будут появляться львы, леопарды, бизоны, буйволы, слоны, причем все все они – в своей обычной будничной жизни. Здесь имеется возможность полюбоваться и редкими видами, многие из них находятся на грани исчезновения. Это небольшие стада антилоп гну, роскошные фламинго, разноцветные марабу. Именно такие путешествия по этой африканской стране позволяют лицезреть самых удивительных представителей нашей цивилизации.

[url=http://kenyasafari.ru/kenya-may-holidays-2014/]тур компания романовой ольги автобусный тур в казань намайские праздники[/url]

Наша компания «Дикая Африка» не только большой профессионал Кении, мы стремимся к тому, чтобы любой турист получил настоящее удовольствие от поездки. Поэтому подбираем интересные маршруты, лучшие отели для отдыха, а также предоставляем русскоязычного помощника во время сафари, который объяснит все нюансы этого запоминающегося события.